Музыкальная индустрия уже давно не может найти общий язык как с современными технологиями, так и с традиционными моделями передачи звуковой информации. Еще до появления в 1999 году файлообменной платформы Napster, музыканты столкнулись с проблемой несправедливого распределения доходов между владельцами крупных лейблов и непосредственными производителями контента и его дистрибьюторами. В течение последних 20 лет отношения между контрагентами и артистами только усугубились: доходы от продаж альбомов и живых выступлений падали, а получить что-то от интернет-ресурсов зачастую было просто невозможно.

Бунт на корабле

Наглядно проиллюстрировать ситуацию на музыкальном рынке может инцидент, произошедший в начале 2010-х. Певец Сергей Лазарев заявил о том, что подает в суд на социальную сеть ВКонтакте за то, что его альбом был тогда доступен для пользователей совершенно бесплатно. «Я очень надеюсь, что в России появится привычка покупать музыку, а не воровать ее. Выход iTunes в России — это уже важный шаг на пути к этому!», — заметил артист. Павел Дуров, возглавлявший на тот момент ВК, ответил на это заявление удалением всех треков артиста из социальной сети и записью в твиттере: «Удалил треки Сергея Лазарева из VK. Культурная ценность аудиозаписей ВКонтакте резко выросла».

С появлением блокчейна у музыкантов появилась возможность получить площадку для размещения продуктов своего творчества, с помощью которой можно получать оплату криптовалютой напрямую от слушателей, минуя посредников. Вот лишь некоторые платформы, которые уже сейчас могут решить проблему несправедливого распределения доходов в музыкальной индустрии:

Ujo

Ujo — это стартап, созданный на базе блокчейна Ethereum, он задуман не только для музыкантов, но и для всех представителей творческих профессий. С помощью Ujo музыканты могут зарегистрировать свои произведения, после чего предоставить своим фанатам возможность для пролушивания и скачивания. А те, в свою очередь, должны приобрести лицензию для использования загруженного контента. По мнению основателя площадки, Фила Барри, скоро все поймут, что блокчейн изменит не только музыкальную, но и другие креативные индустрии.

Soundchain

Саундчейн — это сервис, предлагающий людям самим профинансировать того или иного артиста, задействовав смарт-контракты Ethereum. С помощью этой площадки регистрируются «Независимые Распределенные Лейблы», а права на их произведения выпускаются в виде токенов. Все дивиденды от их продажи поступают артистам и их поклонникам, принявшим участие в выпуске и продвижении новых альбомов, пропорционально количеству имеющихся у них активов.

Bittunes

Bittunes запустило приложение на андроиде еще в 2015 году, которое помогает независимым певцам, владеющим правами, делиться выручкой со своими фанатами, используя биткоин. Любой пользователь может приобрести часть прав на свои записи, получив затем прибыль с продаж того или иного альбома. Таким образом музыканты одновременно поощряют своих фанатов и обеспечивают свои творения притоком инвестиций. При этом запуск Bittunes 2.0 запланирован на 2018 год.

«Мы ничего не можем сделать с деньгами, но мы можем сделать все с монетизацией. С музыкой произошло нечто ужасное, и это должно быть исправлено. И нам кажется, что решение найдено», — рассказал создатель проекта Саймон Эдхауз.

Stem

Stem — это площадка, которая позиционирует себя как платформа, помогающая получать чистый и справедливый доход для креативного класса. Через нее исполнители загружают свою музыку в YouTube, Spotify, Apple Music, Soundcloud. Затем музыкант может отследить использование своих произведений и распределить заработок, опираясь на смарт-контракты.

Лейблы VS Блокчейн

Очевидно, что процесс трансформации музыкальной индустрии произойдет не сразу, однако новые сервисы, основанные на блокчейн-технологии, для всех игроков этого рынка могут стать реальной альтернативой традиционным способам ведения бизнеса, при которых львиная доля гонорара уходила инвесторам, лейблам и дистрибьюторам. Об этом говорит как существенное увеличение числа музыкантов, заинтересованных в заключении контрактов со стартапами, а не с лейблами, так и рост числа благодарных слушателей, готовых напрямую финансово поддержать любимого музыканта.

С другой стороны, не все музыканты согласны с необходимостью немедленно избавиться от дорогостоящих посредников, поскольку те выполняют важные функции, которые зачастую не по силам обычному музыканту. «Вопрос в том, насколько музыканты самодостаточны без музыкальных лейблов и готовы к решениям, предлагаемым посредниками для творческих людей. Ведь мало создать музыкальный продукт, его необходимо правильно преподнести публике. А как это сделать без знания маркетинга? А способен ли музыкант самостоятельно организовать свой собственный концерт, контролировать продажи музыки, вести бухгалтерию и заниматься налогообложением? Поэтому задача получения прибыли музыкантом без участия посредников — далеко не первоочередная, сперва нужно заполучить своего слушателя, готового вообще платить артисту за творчество», — рассказал DeCenter вокалист и автор текстов фолк-панк группы «КукишЪ» и дарк-синти проекта «ОБЩПИТ» Стас Кукушкин.