Марк Цукерберг привел Facebook к капитализации в $538 миллиардов через централизованную систему управления. Социальная платформа с закрытым исходным кодом полтора десятилетия использовала новостные ленты пользователей для максимальной рекламной выгоды, направляя прибыль Цукербергу и акционерам.

Известно, что Facebook использует свою проприетарность, главный инструмент централизованной власти, для поставки целевой аудитории рекламодателям. Также идеальна для рекламы система лайков и шеров, функционирующая автономно.

А утверждения о том, что Россия использовала Facebook для влияния на выборы в США, примечательны главным образом потому, что такое вообще можно предположить — и это вновь свидетельствует о мощи Facebook.

В обращении от 4 января, посвященном ежегодным «личным челленджам», Цукерберг назвал «одним из самых интересных технологических вопросов» централизацию и децентрализацию. По его словам, «многие пришли в техсферу, потому что верили в силу децентрализации, которая передаст власть в руки людей».

Однако позже, как замечает Цукерберг, многие утратили эту веру, наблюдая за тем, как несколько больших технологических корпораций совместно с правительством централизуют власть и используют технологии для контроля. В связи с этим, «важными контртрендами» миллиардер считает шифрование и криптовалюты, одновременно отмечая связанный с ними риск — потерю контроля. CEO Facebook завершил пост обещанием «углубиться в изучение позитивных и негативных аспектов технологии и понять, как лучше их использовать» в сервисах платформы.

В другом посте Цукерберг пишет, что Facebook всегда ставил в приоритет «друзей и семью», «личные отношения», но «по недавним отзывам со стороны сообщества, публичный контент — посты про бизнес, бренды и медиа — вытесняют личные моменты». По словам Цукерберга, баланс сместился за последние несколько лет из-за «популярности видео и другого публичного контента». CEO Facebook сказал, что отныне фокус команд разработчиков переместится с релевантного контента на социальное взаимодействие, и в новостной ленте можно будет увидеть «больше информации от своих друзей, семьи и групп» и «меньше публичного контента».

После этого объявления акции компании упали на 4.13%: чем больше Facebook децентрализуется, тем меньше дохода будет у акционеров. С другой стороны, отток пользователей из-за недовольства актуальной политикой приведет к тому же.

Так, в середине декабря претензии к политике Facebook предъявила американка Карин Вайнио, сообщив, что лента скрывала новости о болезни ее друга якобы потому, что он был не слишком активен в сети. В результате девушка узнала о его смерти только через несколько дней.

Цукерберг также обеспокоен растущим недовольством пользователей, а эксперт по кибербезопасности Брюс Шнайер однажды высказался: «Не заблуждайтесь, думая, что вы пользователи Facebook — вы продукт».

Майкл Кейси, старший советник по блокчейн-исследованию в MIT, считает, что решение может лежать в криптовалюте. Он предполагает, что Facebook может собрать большой пул токенов в ходе пре-майна, распределить значительную часть между акционерами, а оставшиеся токены хранить в резерве, создав с их помощью систему вознаграждения пользователей за популярный контент. Реклама на платформе будет также токенизирована. Таким образом, и акционеры, и пользователи получат выгоду.