Сервис некоторых авиакомпаний, их постоянные задержки, потери багажа и неправильное бронирование давно стали притчей во языцех во всем мире. А такие меры, как сокращение пространства для ног и возвращение запрета на транспортировку домашних питомцев вызывают шквал острой критики в адрес перевозчиков и их объединений. Конечно, блокчейн не может устранить все претензии пассажиров, вызванные политикой компаний, однако с вопросами упрощения автоматизации логистических и сервисных услуг — вполне. Читайте в нашем материале об основных проблемах, с которыми может справиться блокчейн.

Легкие бонусы

Авиационная отрасль была и остается сверхконкурентной средой, поэтому перевозчики стараются всеми способами привлечь клиентов с помощью почти любых маркетинговых методов: в ход идут и демпинг цен на определенные направления, и программы лояльности, и новые сервисы, которые не предлагают остальные перевозчики. Поэтому токенизация миль вполне может помочь пассажирам моментально получить свои бонусы, что является безусловным преимуществом для любой компании, ведущей ожесточенную битву за клиентов.

Многим пассажирам приходится ждать накопления большого количества миль для возможности их использования. Более того, сама процедура их зачисления может оказаться затянутой и не очень удобной. Для облегчения этого процесса еще 5 февраля Сингапурские авиалинии совместно с группой KrisFlyer заявили о запуске приложения цифрового кошелька для своих постоянных клиентов. Первоначально программа запустится на сингапурском рынке.

«Эта инновация сыграла ключевую роль в успехе Singapore Airlines с первого дня, и мы очень рады этой инициативе, которая принесет еще больше преимуществ членам нашей программы KrisFlyer», — сказал генеральный директор Сингапурских авиалиний Го Чун Фонг.

А децентрализованная платформа Winding Tree, совместное предприятие Lufhansa и Swiss Air, предлагает минимизацию транзакционных сборов и для поставщиков, и для путешественников. На площадке будет использоваться токен Lif стандарта ERC20.

Перебронированные рейсы

Овербукинг — еще один острый вопрос, с которым наверняка сталкивался любой часто путешествующий человек. Авиакомпании нередко закладывают в объем бронирования вероятность того, что определенный процент пассажиров в последний момент откажется от полетов. Если все-таки количество желающих полететь конкретным рейсом превышает количество посадочных мест, перевозчик может переключить «лишних» людей на аналогичный рейс, но в другое время. Стоит ли говорить, что подобная практика может стоить людям испорченного отдыха, нарушить маршрут их путешествия или вовсе сорвать важную встречу?

Блокчейн и смарт-контракты могут снизить риски попадания в подобную неприятную ситуацию и разрешить конфликты авиакомпаний и их клиентов. Перевозчики могут предложить пассажирам покупать электронные билеты со встроенными смарт-контрактами. С их помощью авиакомпании смогут легко узнать об отказавшихся от полета пассажирах заранее, не прося при этом клиентов связываться с колл-центром. Проект fizzy предлагает решить эту проблему благодаря записям информации пассажиров на их блокчейне.

Страхование путешествий

Но что если ввиду ряда причин, не связанных со страховым случаем, вы решили отказаться от полета? Очень редко в подобных ситуациях перевозчик идет навстречу своим клиентам и компенсирует затраты. В большинстве случаев путешественник остается ни с чем. Но даже если вы купите так называемую «страховку от невылета», вам все равно предстоит собрать гору документации и прийти с ней в суд. И лишь после его решения вам выплатят компенсацию.

Некоторые блокчейн-стартапы нашли решение для таких случаев. С помощью доступа к публичным записям о рейсах и смарт-контрактах они предлагают автоматически возмещать клиентам денежные средства. Речь идет о простой схеме, состоящей из поэтапного внесения следующих данных на блокчейн: описание деталей поездки, персональных данных, оплаты. А в случае задержки рейса на более чем 2 часа система автоматически формирует, а затем выплачивает компенсацию зарегистрированному таким образом пассажиру.

Потерянный багаж

Потеря багажа — еще одна головная боль путешественников. Но если бы каждый пассажир регистрировал отдельно каждую из своих сумок на блокчейне и в случае со стыковочными рейсами перерегистрировал его снова, процесс поиска утерянных вещей был бы куда проще, ведь вся информация об их передвижениях гарантированно оставалась бы неизменной. В таком случае авиакомпании смогут легко обмениваться данными о том или ином предмете багажа, который по ошибке отправился неверным рейсом.

Надежное хранение информации

Перевозчикам приходится обрабатывать, агрегировать и хранить огромные массивы данных о своих клиентах и рейсах. Несмотря на то, что эта информация крайне важна для передачи авиационным властям, львиная доля из нее оказывается утерянной.

За эту проблему взялся проект Aeron. Он сконцентрирован на борьбе с нелегальными способами хранения информации и поощряет пилотов к хранению данных на блокчейне. Однако тот же метод может быть использован и для других видов информации, среди которых — данные о продаже билетов, статус регистрации пассажиров, информация о стыковочных рейсах.

Кибербезопасность

К сожалению, кибератаки, которые являются общемировой проблемой, не обошли стороной и авиакомпании. Из года в год количество таких происшествий увеличивается. К примеру, в 2015 году произошло сразу несколько подобных ЧП. United Airlines пришлось приостановить все свои рейсы на территории США после обнаружения в системе ложных планов полета. Польская авиакомпания LOT не смогла должным образом обслуживать свой авиапарк из-за кибератаки, а Ryanair понесла потери в 3 миллиона фунтов из-за атаки на счета компании. Использование частных блокчейнов сможет надежнее защитить конфиденциальную информацию путешественников, команд и сведения о рейсах. Глядя на тенденцию последних лет и стремление подавляющего большинства авиакомпаний заполучить большую часть того или иного рынка, с высокой долей вероятности мы сможем наблюдать введение блокчейна во многие отрасли авиационной индустрии.