Доля наличных платежей на рынке РФ в 2019 году продемонстрировала рост. Эксперты считают, что движение может перерасти в тренд. Соответствующие сведения были опубликованы в исследовании компаний Frank RG и «Эвотор».

Что говорится в исследовании

Группа исследователей компании Frank RG, на основе данных, предоставленных производителем онлайн-касс «Эвотор», подсчитала динамику наличных и безналичных платежей на рынке РФ. Выяснилось, что с начала 2019 года доля платежей с использованием карт упала на 4%. Примечательно, что представители ЦБ прогнозировали рост данного показателя на 10% в течение 2019 года.

«Наличные снова в моде»: популярность безнала в РФ падает
Данные исследования компаний Frank RG и «Эвотор».

Ранее специалисты компании по электронной отчетности «Такском» представилиотчетность с другими данными: согласно их исследованию, в январе 2019 года доля безналичной оплаты составляла 50% от общего оборота платежей.

Примечательно, что в своем исследовании возможностей перехода на работу с криптовалютами, представители ЦБ рассказали о том, что наличные деньги позволяют сохранить большую степень анонимности. Популярность безналичного расчета среди пользователей, по причине возможности получения и дальнейшего анализа большего количества информации, в свою очередь, выгодна Центробанку.

Тем временем общий показатель доли безналичных платежей в мире выглядит следующим образом:

«Наличные снова в моде»: популярность безнала в РФ падает
Данные исследования компаний Frank RG и «Эвотор».

По мнению экспертов, изменение показателей в сторону уменьшения популярности оплаты по карте не имеет отношения к сезонности. Вероятно, падение доли безналичных платежей на рынке может рассматриваться как начало тренда.

Важно отметить, что выводы сделаны на основе данных, предоставленных компанией «Эвотор», чья доля на рынке составляет 20%. Несмотря на это, по мнению генерального директора Frank RG Юрия Грибанова, аналогичная динамика будет продемонстрирована в отчетах ЦБ.

«Наличные снова в моде»: популярность безнала в РФ падает
Данные исследования компаний Frank RG и «Эвотор».

Гостиницы, одежда, клубы: популярные направления для безнала

Специалисты проанализировали распределение доли платежей по различным бизнес-сегментам. В итоге выяснилось, что чаще всего россияне платят картами за образование, стройматериалы и автотовары. Наличные же средства стали чаще всего использоваться в клубах и секциях, при покупке одежды и оплате гостиниц.

«Наличные снова в моде»: популярность безнала в РФ падает
Данные исследования компаний Frank RG и «Эвотор».

Также аналитики подсчитали, что в сегменте малого бизнеса значительно возросло количество транзакций. При этом средний показатель суммы чека по ряду направлений начал падать. По мнению специалистов, данная особенность может свидетельствовать об изменении подхода к работе со стороны ритейлеров, — вероятно, ранее недорогие позиции не проводились по кассе. В целом, подобная динамика может говорить о том, что представители малого бизнеса таким образом пытаются обелить себя (выйти из теневого сегмента бизнеса).

«Наличные снова в моде»: популярность безнала в РФ падает
Данные исследования компаний Frank RG и «Эвотор».

Предприниматели, не желающие обелить свой бизнес, в свою очередь, идут на различные хитрости. Среди распространенных уловок: перепрошивка ПО касс, прием оплаты через онлайн-банк и маскировка чековых аппаратов под фискальные регистраторы.

При этом эксперты отмечают, что Россия отстает от общих показателей развития технологий в секторе платежей (в сравнении с другими странами мира).

«Наличные снова в моде»: популярность безнала в РФ падает
Данные исследования компаний Frank RG и «Эвотор».

Зачем бизнесу вновь потребовались наличные деньги?

Своим мнением по данному вопросу с РБК поделилась глава Национального платежного совета Алма Обаева. В 2019 году уровень НДС повысился с 18 до 20%. В результате подрос налог, что, по мнению Алмы Обаевой, стало невыгодным для ритейлеров. В попытке удержать прибыль, более прибыльная работа с наличными вышла на передний план. К другим причинам, которые могут объяснить рост спроса на наличные деньги, специалист отнесла следующие:

  • Высокие комиссии за эквайринг. В настоящий момент они составляют 1,5-2%. Ранее, из-за недовольства высоким уровнем комиссий, ритейлеры обратились к правительству с просьбой урегулировать данный вопрос. Впоследствии началось обсуждение возможностей снижения уровня выплат со стороны представителей бизнеса. Несмотря на то, что главы банков РФ выступили с критикой в адрес представленной инициативы, впоследствии было принято решение урегулировать данный вопрос до конца 2019 года.
  • Создание финансовой подушки для выплаты серых зарплат. По мнению Алмы Обаевой, тренд появился в 2017 году, и он связан с обязательствами по передаче налоговой данных о страховых взносах за сотрудников. Выплата серых зарплат позволяет хозяевам бизнеса сокращать расходы.
«Наличные снова в моде»: популярность безнала в РФ падает
Данные ВЦИОМ.

Ранее стало известно о том, что в скором времени покупатели смогут получать наличные на кассах точек продаж. В настоящий момент «пилот» данной программы запущен в сети магазинов «Русский пармезан». По мнению специалистов, работа в представленном направлении позволит снизить процент присутствия наличных денег на рынке, за счет предоставления большого количества точек, в которых возможно снять наличные (устраняя тем самым необходимость снимать деньги «про запас»).