Уходящий год был, без преувеличения, насыщенным на события в мире технологий и науки. Рост биткоина, ряд скандалов с сервисом Uber, нелепая история с дорогущим стартапом Juicero, жадность Electronic Arts, новые достижения Илона Маска — хватало всего. Мы вспомнили пять громких провалов и столько же отличных событий в IT-области.

Uber

Сервис частных перевозок в этом году пережил несколько крупных потрясений. Так, должность CEO не по собственному желанию покинул один из основателей компании Трэвис Каланик. Uber уже долгое время преследовал ряд скандалов, и в конце концов совету директоров это надоело.

В частности, прежнее руководство сервиса обвиняли в сексизме и домогательствах (что в 2017 году вообще больная тема для публичных и влиятельных людей), некоторых водителей подозревали в некорректном отношении к пассажиркам, а вдобавок сам Каланик влип в некрасивую историю, будучи пассажиром своего же сервиса. Он отчитал водителя, который пожаловался на тяжелые условия работы, и запись разговора попала в СМИ.

Все это вместе привело к отставке Трэвиса Каланика и назначению нового CEO — Дара Хосровшахи, бывшего генерального директора туроператора Expedia.

После ухода Каланика выяснилось, что совет директоров и общественность знали не обо всех проблемах Uber. Так, в октябре 2016 года прошлое руководство сервиса скрыло крупную утечку данных пользователей. В распоряжении 20-летнего хакера оказались личные данные (почтовые адреса, телефоны, водительские удостоверения) как пользователей, так и водителей Uber. Каланик пошел на сделку с хакером и выплатил ему $100 тыс. за молчание. Об этом стало известно лишь спустя год.

Наконец, последний удар для Uber случился совсем недавно. Европейский суд признал Uber такси, а не цифровым сервисом, в то время как компания настаивала на обратном. Судя по всему, для Uber это будет означать более жесткие условия работы на территории Евросоюза.

Juicero

История стартапа Juicero просто феноменальна. Компания привлекла $120 млн, среди акционеров была даже корпорация Alphabet (материнская компания Google), а к краху ее привели журналисты в ходе простейшего эксперимента.

Juicero обещала стать хитом на волне повального увлечения ЗОЖ и правильным питанием. Умная соковыжималка стоимостью $399 выдавливала полезную жидкость из пакетов за $5—7, предварительно сканируя QR-код на упаковке, чтобы исключить возможность использования просроченного товара. Стоит ли это таких затрат, если можно купить обычную соковыжималку и спелые фрукты в любом супермаркете? Не это главный вопрос в случае с Juicero.

Издание Bloomberg решило проверить, можно ли выдавить напиток из фирменных пакетов без использования дорогой соковыжималки. Оказалось, что нет никакой разницы: за две минуты девушка выдавила такое же количество сока, что и Juicero за $399. После этого дела компании ожидаемо пошли на спад: поднялся скандал, стартап быстро свернул свою деятельность.

Неизвестно, было это намеренное желание Juicero заработать состояние на пустышке или компания просто не учла самого очевидного. Если первое, то это определенно самый красивый развод 2017 года.

Electronic Arts

Разговоры о жадности Electronic Arts ходили и раньше, но осенью компания превзошла себя. Ситуацию усугубило то, что скандал разразился вокруг одной из самых ожидаемых игр года — шутера Star Wars: Battlefront 2.

Проблема обнаружилась на этапе бета-тестирования проекта незадолго до его выхода. Часть игровых персонажей оказались закрыты. Разблокировать героев можно за местную валюту, но собирать ее предстоит долго — около 40 часов на открытие Дарта Вейдера, например. Процесс можно значительно ускорить, при этом не тратя на Battlefront 2 все свободное время. Достаточно просто заплатить реальными деньгами за лутбоксы, которые ускоряют прокачку героев и позволяют быстрее открыть к ним доступ. Игрокам это не понравилось.

Пользователи основательно взъелись на Electronic Arts: они обвалили рейтинг игры на агрегаторах рецензий еще до выхода Star Wars: Battlefront 2 и в целом подняли нешуточный скандал. Ситуация привела к тому, что издатель с разработчиком были вынуждены изменить систему открытия контента и на время отказаться от микроплатежей.

Essential Phone

До выхода Essential Phone гаджет вселял надежду как минимум на жесткую конкуренцию с флагманами 2017 года вроде Samsung Galaxy S8, iPhone X и Google Pixel 2. Компанию еще до выхода смартфона оценивали более чем в миллиард долларов. Но дела пошли неважно, несмотря на то что смартфон получил неплохие отзывы.

Изображение: techradar.com

Устройство по характеристикам относится к топовому сегменту: Snapdragon 835, 4 ГБ оперативной памяти, 128 ГБ встроенного хранилища, дисплей с диагональю 5,71 дюйма и разрешением 1560×1312. И все это за $700, которые затем превратились в $499. Отдельно можно докупить 360-градусную камеру (еще $199).

Но смартфон не взлетел: продажи крайне низкие. За первый месяц разошлось только 5 тыс. Essential Phone, а к декабрю продано около 50 тыс. устройств. Это смехотворные цифры для подобных аппаратов.

Apple

Корпорация из Купертино в этом году отметилась несколькими серьезными просчетами, и все они связаны с операционными системами. В настольной ОС High Sierra нашлась ошибка, которая позволяла без особых усилий получить доступ к файлам пользователя.

Достаточно было написать в строке имени пользователя root и несколько раз нажать Enter. Компьютер не только впускал «хакера», но и предоставлял ему права администратора. Apple оперативно выпустила патч, однако сам факт подобного провала для корпорации, которая хвалится качеством продуктов, вызывает много вопросов.

Еще одна неоднозначная история касается старых iPhone. Пользователи обнаружили, что замена батарей в старых устройствах улучшает их производительность в бенчмарках. Был сделан вывод, что Apple программным образом снижает мощность смартфонов, чтобы аппарат с изношенным аккумулятором внезапно не выключился под большой нагрузкой. Недавно компания официально подтвердила это.


Впрочем, в 2017 году было и много отличных новостей: взлетали стартапы (причем в прямом смысле), появлялись интереснейшие гаджеты и технологии. Вот наша пятерка главных событий в IT-индустрии уходящего года.

Криптовалюты

Ситуация с биткоином развивалась прямо как в случае с долларом во времена его дефицита: за курсом пристально следят даже те, у кого нет этой валюты и кто покупать ее не планирует (или купил бы, но не за что). Криптовалюты появились не вчера, но именно сейчас они вышли из тени. Остается много непонятных моментов, что будет дальше, никто не знает, но игнорировать это явление уже нельзя.

Курс биткоина вырос за год в двадцать раз — таким прогрессом не может похвалиться даже обладатель «рук-базук». В декабре 2016 года криптовалюта стоила примерно $850, а теперь держится на уровне $17 тыс. Фокус в том, что курс может сильно измениться в течение пары часов: бывали случаи, когда биткоин терял больше тысячи долларов практически в одно мгновение.

Криптовалюты пока что страдают от отсутствия законодательной базы. Какой статус им отведут, еще неизвестно. Оптимисты считают, что в итоге криптовалюты вытеснят традиционные банки, но это крайне позитивный прогноз: государства обладают монополией на выпуск денежных средств и явно не собираются делиться с кем-либо таким правом.

Xbox One X

Microsoft, как и обещала, выпустила самую мощную игровую приставку из ныне существующих. Xbox One X выдает производительность в 6 терафлопс по сравнению с 4,2 у PlayStation 4 Pro — ее единственного конкурента. Консоль умеет выводить картинку в «настоящем» 4K при 60 кадрах в секунду. Правда, не во всех играх: где-то fps будет равняться 30. В любом случае ценность приставки — в библиотеке игр, а не в технических аспектах.

Важно то, что Microsoft вернулась к идее Xbox как игровой консоли, а не домашнего мультимедийного центра. В свое время на презентации Xbox One о возможностях просмотра ТВ через приставку говорили едва ли не больше, чем об игровых аспектах. К счастью, компания одумалась (после того как проиграла PlayStation 4 по продажам) и выпустила именно игровую приставку — невероятно мощную и перспективную.

Nintendo Switch

Совсем по другому пути пошла Nintendo. Компания, стоит признать, совершенно уникальная: в то время как Sony и Microsoft гонятся за 4K, высочайшим качеством графики и AAA-играми, Nintendo выпускает не пойми что и срывает банк.

Важное достоинство Nintendo в том, что компания создает новый игровой опыт. Что на дебютном Xbox 2001 года, что на монструозном Xbox One X мы сидим на диване с джойстиком в руках. А Nintendo сперва оторвала геймеров от дивана, выпустив Wii, а потом начала экспериментировать с форм-фактором. После не самой удачной Wii U появилась Switch — первая в мире приставка, на которой можно играть как в дороге, так и дома за большим телевизором.

Приставка Switch как явление гораздо важнее и PlayStation 4 Pro, и Xbox One X. Она показывает, что играм необязательно поражать детализацией прыщей персонажа и предлагать дальность прорисовки на километры, чтобы увлечь людей. Да, после The Witcher, Fallout, Forza, Uncharted и, например, Total War очень сложно взяться за The Legend of Zelda или Mario Kart. Но для приставки Nintendo выходят затягивающие и, что самое главное, оригинальные игры, которые дарят новые впечатления.

ARKit и ARCore

В уходящем году два IT-гиганта представили свое видение дополненной реальности. По сути, что ARKit от Apple, что ARCore за авторством Google — для пользователей это одно и то же, хотя разработчики, конечно, найдут немало различий. Технологии позволяют достаточно легко создавать проекты с дополненной реальностью и воспроизводить их прямо на смартфонах.

Пока что компании в основном ограничиваются играми, причем не особо качественными. Однако это дело времени, а в дальнейшем AR наверняка глубоко интегрируют в iOS и Android. Тогда и начнется все самое интересное: дополненная реальность в привычных сервисах и приложениях (навигация, социальные сети и так далее) даст совсем другие ощущения от работы.

SpaceX

Что бы ни говорили про Илона Маска, свои обещания — даже самые невероятные — он выполняет. Просто на реализацию, как правило, нужно значительно больше времени, чем заявлялось изначально. Компания SpaceX весной написала новую страницу в истории развития космических полетов. «Бэушная» ступень Falcon 9 впервые вернулась на Землю, тем самым доказав право зваться многоразовой ракетой.

В начале декабря компания отметилась еще одним достижением. SpaceX уже запускала и бывавшие в космосе грузовики Dragon, и «подержанные» ракеты Falcon 9, но 15 декабря произошел первый старт б/у корабля на такой же б/у ракете. Отправка произошла успешно. На январь запланирован первый старт сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy с 27 двигателями. Предполагается, что в будущем эта модель сможет доставить людей на Марс, о чем так мечтает Маск.


Отдельно подведем IT-итоги для Беларуси, благо рассказать есть о чем. В первую очередь, конечно, отметим декрет «О развитии цифровой экономики», он же «декрет о ПВТ 2.0». Документ начали разрабатывать еще летом, и, согласно информации из компетентных источников, он должен был стать чем-то невероятным для страны. Собственно, так и получилось. Беларусь стала едва ли не самой благоприятной страной для ведения IT-бизнеса. Больше льгот, упрощенный прием на работу иностранцев, введение элементов из английского права — есть все. Более того, белорусы могут майнить, продавать, покупать, отчуждать и завещать криптовалюты, причем до 1 января 2023 года операции с токенами не облагаются налогом на прибыль. Теперь осталось узнать, как это все будет работать на практике.

Вместе с этим Беларусь с 1 января вводит «налог на Google», чтобы уравнять в налогообложении зарубежные и отечественные компании. Иначе выходило слегка нечестно: представленные в нашей стране компании платили НДС, а иностранные сервисы — нет. Теперь главное, чтобы введение НДС не легло на плечи белорусов, как уже произошло в случае с продуктами Google.

Но и помимо этого случилось много важных событий. Например, Google впервые приобрела отечественную компанию. Ею стала AIMatter, которая разрабатывает технологии в сфере компьютерного зрения. Сумма сделки, как обычно бывает в таких случаях, не разглашается. Теперь ждем, когда Apple купит либо инвестирует в белорусскую компанию — тогда, кто знает, может, и официальный Apple Store станет чуточку ближе к реальности.

Также сервис такси Gett купил другой похожий проект белорусов — Juno. Последний создан при участии Игоря Магазинника, который ранее отметился мессенджером Viber. Наконец, американская компания Mapbox приобрела белорусскую MapData. Правда, выяснилось, что сделка была юридической формальностью: компании давно работали вместе и решили «узаконить отношения».

Кроме покупок белорусских компаний, было еще много чего интересного. Стартапы проходили ICO, получали средства на инвестиционных раундах, открывали новые офисы, заключали договоренности о партнерстве с международными организациями, показывали интереснейшие проекты в области дополненной и виртуальной реальности. В общем, год для IT-страны получился насыщенный.