В декабре 2017 года российское подразделение «Делойт» подготовило меморандум, посвященный применению белорусского Декрета о развитии цифровой экономики.

Так, в меморандуме отмечается, что формально Декрет посвящен статусу ПВТ, на базе которого будет внедряться блокчейн-технология. Однако значительное количество положений восполняют недостаточное законодательное регулирование и распространяются на отношения далеко за рамками ПВТ. При этом Совету Министров Республики Беларусь поручено в течение трех месяцев обеспечить приведение действующего законодательства в соответствие Декрету.
Сам Декрет также вступает в силу по истечении трех месяцев (за исключением поручений Совету Министров и другим госструктурам). В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Декрет носит временный характер, поэтому должен быть внесен на рассмотрение законодательного органа, который может отменить его только двумя третями голосов. Декрет, при этом, изначально имеет силу закона, чем объясняются значительные интервенции в законодательное регулирование.

Основными нововведениями являются:
 признание токенов объектами вещных прав (а также активами для
целей бухгалтерского учета), которыми могут свободно владеть любые
юридические и физические лица;
 установление порядка совершения операций с токенами;
 установление порядка проведения ICO проектов;
 введение понятия майнинга и определение статуса майнеров;
 введение понятия смарт-контракта;
 введение институтов гражданского права, облегчающих
структурирование отношений между участниками крипторынка
(опционы, гарантии и заверения, возмещение предварительно
оцененных убытков, корпоративные соглашения, соглашения об
ограничении конкуренции).

Владение токенами, совершение операций с ними, ICO, майнинг и другие
виды деятельности принципиально разрешены для всех юридических и физических лиц, но определенные действия могут совершаться только через резидентов ПВТ.
Декрет также предусматривает значительные изъятия из общего законодательного режима, снимая опасения относительно реакции регуляторов на блокчейн-проекты. К отношениям участников
крипторынка не применяются требования законодательства о рынке ценных бумаг, валютного законодательства (впрочем, сохраняется запрет на расчеты в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь), установлен ряд налоговых преференций. Декретом, тем не менее, не предусмотрено изъятий в отношении требований «антиотмывочного» законодательства, что соответствует глобальному тренду регулирования.
Стоит отметить, что любые дополнительные вопросы, которые потребуется разрешить в будущем, могут быть уточнены в совместных разъяснениях Совета Министров Республики Беларусь и Администрации ПВТ (в части использования в гражданском обороте токенов и осуществления деятельности с использованием блокчейна), в разъяснениях самой Администрации ПВТ, а также актах, регулирующих деятельность ПВТ.

Технологии, попавшие в поле зрения Декрета: блокчейн и иные распределенные информационные системы, смарт-контракты

В приложении № 1 к Декрету дается перечень основных терминов, используемых в Декрете, среди них – понятие блокчейна. Блокчейн понимается узко, как децентрализованная распределенная информационная система. При этом Декрету известны «иные распределенные информационные системы», под которые попадают так называемые консорциумные и частные блокчейны.

Токены и смарт-контракты могут создаваться на основе любых распределенных информационных систем, не только блокчейна. В то же время майнинг является обеспечением функционирования именно блокчейна.

Под смарт-контрактом понимается программный код, обеспечивающий автоматическое совершение и (или) исполнение сделок, а также иных юридически значимых действий. Тем самым, смарт-контракт представляет собой техническое средство, а не сделку или ее форму, хотя параметры смарт-контракта, безусловно, предопределяются условиями сделки, которые тем самым отражены в коде. Данное определение является на сегодняшний день первым на уровне целой страны, поскольку имеющиеся законодательные определения (например, существующее в штате Аризона) еще не поднимались на государственный (федеральный) уровень, кроме того, они представляются менее удачными, а потому устаревшими. При этом Декрет устанавливает предположение (которое может быть опровергнуто), что лицо, совершившее сделку с использованием смарт-контракта, является надлежащим образом осведомленным об условиях сделки, в том числе выраженных программным кодом. Это значит, что несоответствие параметров смарт- контракта условиям сделки должно решаться в пользу условий сделки, но лицу, ссылающемуся на это, необходимо доказать, что данное несоответствие ему не было известно. Например, это возможно в случае, когда смарт-контракт сформирован с учетом условия, которое не было отражено в условиях сделки, о чем лицо, ссылающееся на это обстоятельство, не знало и не могло знать, потому что не имела возможности участвовать в формировании смарт-контракта.

Правовой статус токенов

В Декрете токен определяется как запись в любой распределенной информационной системе. Токен наделен статусом вещи: переход токена в собственность другого лица происходит посредством передачи токена, к которой приравнивается отражение соответствующей транзакции в распределенной информационной системе.

При этом в Декрете выделяются два вида токенов в зависимости от их функции (при этом функции могут сочетаться):
 токены, удостоверяющие права на объекты гражданских прав (в связи с чем токен может удостоверять как обязательственные, так и корпоративные, исключительные и другие права);
 криптовалюты.

Существенной особенностью понятия криптовалюты является то, что ей признаются только те токены, которые стали универсальным средством обмена в рамках мирового оборота. Тем самым, токены не могут стать криптовалютой в силу той функции, которая декларируется эмитентом в ICO документации. Соответственно, криптовалюту невозможно создать при ICO. Из этого следует, что нередко встречающиеся ICO проекты по созданию внутренней криптовалюты могут быть реализованы только через удостоверение такими токенами прав на объекты гражданских прав. Криптовалютой такие токены могут быть признаны не раньше, чем они станут использоваться в мировом обороте как универсальное средство обмена. Юридическое лицо, создавшее и разместившее через резидента ПВТ токены, удостоверяющие требования их владельцев к нему, удовлетворяет эти требования без права ссылаться на отсутствие обязательства или его недействительность.

Операции с токенами и порядок их налогообложения

Токены являются оборотоспособными объектами и могут выступать предметом гражданско-правовых сделок. Майнер может получать токены в качестве вознаграждения за верификацию транзакций в блокчейне. Токены могут учитываться в бухгалтерском учете как активы (подробнее правила учета токенов и операций с ними поручено определить Министерству финансов Республики Беларусь в течение следующих трех месяцев). Физическим лицам, даже не имеющим статуса индивидуальных предпринимателей, предоставлена максимальная свобода распоряжения токенами. Они могут не только приобретать и отчуждать токены без посредников, но и дарить и завещать их. Юридические лица, не являющиеся резидентами ПВТ, имеют доступ к крипторынку только через посредников – операторов криптоплатформ и операторов обмена криптовалюты, а также иных специальных резидентов ПВТ (на данный момент они не определены, но можно предположить появление криптоброкеров). Отчуждение токенов не облагается НДС, в том числе при отчуждении токенов иностранными организациями, не осуществляющими деятельность через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Декрет также устанавливает, что расходы на приобретение токенов не учитываются для целей исчисления и уплаты налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц (для индивидуальных предпринимателей). Соответственно, и доходы, полученные резидентами ПВТ в связи с осуществлением операций с токенами, также не подлежат налогообложению (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц). Срок действия налоговых льгот установлен до 1 января 2023 года.

Статус резидента ПВТ Резидентом ПВТ

могут быть только белорусские юридические лица или индивидуальные предприниматели. Для того, чтобы осуществлять соответствующий вид деятельности на крипторынке, его нужно заявить в бизнес-плане при регистрации в качестве резидента. Положение о ПВТ предлагает следующие виды деятельности, непосредственно связанные с блокчейн-технологией (выбрать можно как один, так и несколько):
 деятельность по проектированию, разработке, обслуживанию, реализации, эксплуатации программных и (или) программно-аппаратных средств на основе или с использованием реестра блоков транзакций (блокчейна), иных распределенных децентрализованных информационных систем, в том числе использующих средства криптографической защиты информации;
 оказание услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, включая услуги по продвижению цифровых знаков (токенов), консультационные и иные сопутствующие услуги;
 деятельность оператора криптоплатформы;
 деятельность оператора обмена криптовалют;
 майнинг;
 иная деятельность с использованием цифровых знаков (токенов), в том числе содержащая признаки профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, деятельности инвестиционного фонда, секьюритизации, а также осуществление операций по созданию и размещению собственных цифровых знаков (токенов).

Особенностью режима ПВТ является то, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве резидентов ПВТ, могут находиться и осуществлять деятельность в любом месте на территории Республики Беларусь, пользуясь при этом всеми привилегиями резидента ПВТ (экстерриториальность).

Общие правила проведения ICO

Возможность создания и размещения токенов принципиально предоставлена любому юридическому лицу, а также индивидуальным предпринимателям, являющимся резидентами ПВТ. Однако реализовать данную возможность необходимо с привлечением резидента ПВТ, который может оказывать услуги, связанные с созданием и размещением токенов (в том числе оператора криптоплатформы, которому такое полномочие предоставлено в Декрете).

Под размещением понимается совершение любых юридически значимых действий, направленных на передачу токенов их первым владельцам. Важно подчеркнуть, что привлечение средств упоминается лишь как одна из возможных целей проведения ICO. Собранные юридическими лицами средства не признаются выручкой для целей налогообложения, а отчуждение токенов не облагается НДС. Однако в бухгалтерском учете эмитент должен учесть возникающие из размещения токенов обязательства.

Инфраструктурные участники: майнеры, операторы криптоплатформ, операторы обмена криптовалюты

Майнерами признаются лица, обеспечивающие функционирование блокчейна, то есть обеспечение функционирования иных распределенных информационных систем майнингом не признается. Юридические лица вправе заниматься майнингом, будучи резидентами ПВТ, указавшими о данной деятельности в бизнес-плане при регистрации. Физические лица могут свободно заниматься майнингом, не получая статуса индивидуальных предпринимателей, если они для этого не привлекают третьих лиц по гражданско-правовым или трудовым договорам. Индивидуальный предприниматель-резидент ПВТ вправе заниматься майнингом, если эта деятельность была заявлена им в бизнес- плане при регистрации.

Для целей налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и НДС майнинг не является налогооблагаемым событием. В отношении требований бухгалтерского учета возникшие (добытые) в процессе майнинга или приобретенные иным способом токены признаются активами.

Функционирование белорусского крипторынка будет обеспечиваться операторами криптоплатформ и операторами обмена криптовалют (для получения статуса необходимо стать резидентом ПВТ). Они соотносятся так же, как децентрализованные и централизованные криптобиржи.
 Криптоплатформы дают возможность совершать сделки с токенами; для этого их операторы устанавливают правила торгов с токенами, условия допуска к торгам, правила листинга токенов. Операторы криптоплатформ должны иметь на счетах в банках Республики Беларусь не менее 1 млн. белорусских рублей.
 Операторы обмена криптовалют являются криптодилерами, совершающими сделки с токенами от своего имени и в своем интересе. Операторы обмена криптовалюты должны иметь на счетах в банках Республики Беларусь не менее 200 тыс. белорусских рублей.

Юридические лица-нерезиденты ПВТ могут совершать операции с токенами через этих двух инфраструктурных участников крипторынка. Клиринговая деятельность и деятельность криптоброкеров прямо не предусмотрены Декретом, но приведенный в Положении о ПВТ перечень видов деятельности на крипторынке не исключает возможности появления таких специализаций в будущем.

Новые возможности

Декрет открыл возможность для проведения полностью легальных ICO в максимально комфортных условиях. До истечения срока предоставления налоговых льгот в 2023 году с точки зрения налоговых последствий Республика Беларусь будет выигрывать конкуренцию даже у офшорных юрисдикций.

Для проведения ICO возможны сразу два общих сценария.

Во-первых, ICO может быть проведено через резидента ПВТ. Для этого достаточно выбрать резидента, занимающегося деятельностью по оказанию услуг, связанных с созданием и размещением собственных токенов (информацию можно будет найти в реестре резидентов ПВТ), заключить с ним договор и запустить токенсейл.

Во-вторых, возможно создание SPV на территории Беларуси с целью получения им статуса резидента ПВТ.

Помимо ICO, Декрет предоставляет возможности по ведению практически полного спектра деятельности в области криптовалют с понятным и предсказуемым регулированием. Декрет является значительным вкладом в развитие криптоиндустрии. Важнейшим достоинством Декрета является снятие самых острых проблем, с которыми постоянно сталкиваются участники крипторынка во всех юрисдикциях (и нередко оказываются не в состоянии разрешить).

С одной стороны, Декрет устраняет правовую неопределенность посредством создания специального правового режима проектов, связанных с блокчейн-технологией. Республика Беларусь значительно опередила многие другие юрисдикции в плане подробности правовой регламентации. Получили юридический статус основные  элементы крипторынка (блокчейн, смарт- контракты, токены, майнинг).

С другой стороны, Декрет предупреждает характерные для многих юрисдикций опасения, связанные с распространением на ICO проекты законодательства о рынке ценных бумаг, валютного законодательства, требований по лицензированию и т.д. Кроме того, Декрет дает значительные налоговые стимулы проектам на ближайшие несколько лет.

Можно быть уверенным, что Декрет даст импульс к развитию криптоэкономики на территории всего Таможенного союза. Мы надеемся, что устранение правовой неопределенности для разработчиков и инвесторов блокчейн-проектов, а также создание специального правового режима в ПВТ, включая снятие визовых и иных барьеров на привлечение иностранных специалистов, будет способствовать притоку в Беларусь квалифицированных специалистов со всего мира и в конечном итоге приведет к формированию на базе ПВТ одного из ведущих центров компетенций по таким направлениям, как блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект и др.